Санные виды спорта

 

  • Скелетонист
  • Бобслей четверки
  • Управление натурбаном
  • Скелетонист
  • Бобслей четверки
  • Управление натурбаном

            Тобогган – древние сани, которые изобрели и использовали североамериканские индейцы. Изначально они представляли из себя несколько сбитых между собой досок с загнутым передом (бампером). Длина тобоггана составляет около 3-4 метров, а ширина этих саней 30-40см. Несколько необычные размеры. В первую очередь, такие сани люди использовали для перевозки грузов по снежному покрову,  а уже со временем начали пользоваться ими в удовольствие – спуски со снежных холмов.

            Для проведения соревнований в этом виде спорта, сани пришлось модифицировать. В далеком 1923 году была создана Федерация бобслея и тобоггана. Но увы, последний не набрал большого количества зрительских симпатий. Спортивные мероприятия по тобоггану были вскоре прекращены. А основанная федерация оставила за собой лишь руководство бобслеем, при этом название осталось прежним, дабы сохранить историю.

Из всех санных видов спорта наиболее зрелищен и популярен бобслей. Он представляет собой спуск на большой скорости по оборудованной трассе на специальных управляемых санях, именуемых бобами.

            Чемпионаты Мира и участие бобслея в Олимпиадах датируется 1924 годом. С тех пор менялось лишь количество наездников саней. Сейчас проводятся соревнования бобов-двоек либо бобов-четверок. Бобслей четверок состоит их пилота, брейкмана и двух разгоняющих, а управление на двойках производят пилот и разгоняющий.

            Родителем скелетона считается тобогган. Первые сани для скелетона были созданы англичанином Чилдом, который изготовил их из металла. По конструкции они были похожи на скелет, скорее всего, отсюда и пошло название.

Соревнования по скелетону проводятся в два или четыре заезда, по сумме времени заездов определяется победитель. Спуск происходит на специальных санях по ледяному желобу. Спортсмен размещается на санях головой вперед (по направлению спуска). Управление: повороты, снижение скорости на виражах осуществляется специальными шипами на ботинках скелетониста.  

            Сани для скелетона состоят из утяжеленной рамы, спереди и сзади крепятся бамперы, которые демпфируют (глушат) удары об  желоб трассы. Снизу крепятся два конька, а сверху ручки для возможности удерживания на санях скелетониста. Также нормируются размеры и вес саней. Расхождения в размерах допускается в следующих пределах: длина – 80-120см, ширина – 34-38см (шириной считается расстояние между коньками саней). Предельный вес саней для мужчин 43кг, для женщин – 35. Также суммарный вес спортсмена и скелетона не должен превышать 115 и 92кг для мужчин и женщин соответственно. Крепление балласта при необходимости разрешается. Нагревание коньков категорически запрещается и перед каждым стартом происходит проверка их температуры.

            Первые состязания скелетонистов прошли на вторых Олимпийских Играх (1928г.). После этого спустя 20 лет, на 5-ой Зимней Олимпиаде спортсмены снова выступали в данном виде спорта. На этом триумф скелетона притих. И лишь спустя 54 года, на Играх в Солт-Лейк-Сити скелетон вновь вернулся на международную арену.

            Натурбан в переводе с немецкого означает «естественная трасса». Относится данная дисциплина к санному спорту. Задача спортсмена – совершить спуск по естественной трассе за как можно меньший промежуток времени. Мужчины соревнуются в одиночном и парном катании, а женщины лишь на санях-одиночках.

            Самыми первыми крупными соревнованиями по натурбану был Чемпионат Европы, впервые его провели в 1970 году. Вслед за ним ввели и Чемпионат Мира по данной дисциплине (1979). Организацией натурбана занимается Международная федерация санного спорта (FIL), которая в 2000 году подала заявку на принятия натурбана в программу Олимпийских Игр. К сожалению, из-за небольшой популярности вне Европы и необходимости лишь естественной трассы (что ограничивает возможность проведения где угодно) этот санный спорт не стал Олимпийским.

            В соответствии с правилами федерации санного спорта для трассы должны выполняться следующие требования:

            - не допускается внедрения искусственного охлаждения;

            - запрещаются экологически вредные добавки;

            - все холмы и возвышенности трассы – только естественные, не допускается поднятие трассы.